| Открытки | Форум | Чат | Гостевая книга | Авиабилеты | Главная |       Rambler's Top100
Latin.ru - Мост дружбы между Россией и Латинской Америкой [an error occurred while processing this directive]
Разделы:
Испанский

  ПУБЛИКАЦИИ О ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

РОССИЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Аринархов Евгений Валерьевич

1 - 2

В последние годы американские корпорации активно строят в Мексике заводы по выпуску автомобилей на базе сборки из импортных узлов и деталей, в результате чего среднегодовое производство возросло со 140 тыс. ед. в 1983-87 гг. до 250 тыс. в 1997 г., причем более 50% всех автомобилей экспортируется. Доля автомобильной промышленности в экспорте страны возросла с 0,5% в 1985 г. до 16,6% в 1996 г.

Еще более динамично развивается "экономика макиладорос". Это особая приграничная с США хозяйственная зона по переработке поступающего с севера сырья при использовании дешевой рабочей силы мексиканцев сложилась в северных районах страны еще в 1960-х гг. В 1990 г. там насчитывалось около 1700 предприятий, а в конце 1997 г. - более 3500 с общим числом занятых 940 тыс. чел. Экспорт "макиладорос" в 1996 г. составлял 38,5% всего экспорта страны. Основными экспортными товарами этих предприятий являются деталь автомобилей, вычислительная техника, одежда.

Следует отметить, что доля нефти в экспорте Мексики снизилась с 75% в 1980 г. до 12% в 1997 г. По темпам развития экспортного сектора Мексика опережает другие латиноамериканские страны. Так, в 1997 г. ее экспорт вырос более чем в 2,7 раза по сравнению с 1990 г., тогда как по региону в целом - только в 2 раза. Сейчас до 85% экспорта Мексики приходится на товары обрабатывающей промышленности.

В середине 1990-х гг. в отдельных странах Латинской Америки были проведены преобразования в аграрной сфере. Так, в Мексике в 1995 г. был принят закон, реорганизующий традиционную эхидальную (общинную) систему - наиболее инертный и отсталый сегмент в сельском хозяйстве. По этому закону, общинные земли, как и индивидуальные земли крестьян-общинников, стали объектом купли-продажи, поощряется создание разного рода ассоциаций производительного, обслуживающего и кредитного типа, кроме того, в целях повышения рентабельности сельского хозяйственного производства реструктуризируются долги сельхозпроизводителей, облегчается их доступ к новым кредитам, оказывается помощь в создании промышленных предприятий в сельской местности и в организации сбыта сельхозпродукции.

Реформы в Бразилии во многом схожи с мексиканскими. Приватизация стала важным направлением экономической политики в Бразилии с приходом к власти в марте 1990 г. президента Ф. Коллора и провозглашение плана "Новая Бразилия". Цель данного плана - изменение госкапиталистической модели развития страны, проведение рыночных реформ, модернизация бразильской экономики и включения ее в "первый мир".

С реализацией программы приватизации связывалось решение практически всех основных социально-экономических проблем.

Во-первых, благодаря приватизации предполагалось нанести удар по инфляции, которая в 1989 г. составляла 1287%, а в 1990 - 2937,8%.

Во-вторых, приватизация должна была способствовать модернизации национальной промышленности.

В-третьих, важная роль отводилась приватизации в решении внешней и внутренней задолженности благодаря частичной конверсии долговых обязательств в акции продаваемых компаний.

В 1992 г. доходы от приватизации составили 3,4 млрд. долл. вместо предполагаемых 18; к 1994 г. было получено 9,1 млрд. долл., а в 1997 г. Бразилия вышла на первое место в мире по объемам продажи госсобственности. К концу 2000 г. совокупный объем стоимости приватизированных компаний может дойти до 100 млрд. долл.

За 1991-1997 гг. объем внешней торговли Бразилии вырос более чем в два раза, однако при этом, объем импорта увеличился более чем в три раза, а экспорт только на 63%. Экспорт сельскохозяйственных товаров возрос примерно на 50%, а продукции обрабатывающей промышленности - на 10%. В целом, экспорт продукции обрабатывающей промышленности дал свыше 50% экспортных поступлений Бразилии.

Структура бразильского импорта в 1997 году была такова:
Сырье и полуфабрикаты - 45,5%
Машины и оборудование - 26,4%
Нефть и нефтепродукты - 9,5%
Потребительские товары - 18,6%.

В 1990 г. средний уровень бразильского таможенного обложения снизился до 32,2%, а в 1991 г. до 25,1%. Более того, политика внешнеторговой либерализации затронула и такую "священную корову" бразильцев как сфера информатики: в марте 1990 г. были сняты ограничения на импорт микроэлектроники. Однако низкая конкурентоспособность бразильской продукции по сравнению с импортной способствовала спаду национального производства на 4,4% в 1990 г. В Бразилии не только вырос импорт продовольствия, но и уменьшилось количество рабочих мест в сельской местности. Официальный уровень безработицы в стране возрос с 4,6% в 1995 г. до 5,7% в 1996 г. Внешний долг Бразилии, как и в конце 80-х, был втрое больше выручки от экспорта товаров и услуг. В 1990 г. долг составлял 123 млрд. долл., в 1996 г. - 170 млрд. долл., а в 1998 г. (по предварительным данным) - 225,5 млрд. долл.

Таблица 1. Внешний долг отдельных стран Латинской Америки, млрд. долл.

Страна 1991 г. 1998 г. *
Бразилия 123,8 225,5
Мексика 117,0 158,0
Чили 17,3 30,7

*Предварительные данные
Источник: Красильщиков В.А. Латинская Америка в постиндустриальном мире // МЭиМо. 1999, №9. С. 32.

Что касается сельского хозяйства, то в результате создания высокоспециализированных агропромышленных предприятий рост сельхозпродукции составил 20% за 1991-97 гг. По производству сои и соепродуктов Бразилия вышла на 2-е место в мире после США и на первое - по экспорту концентрированного сока.

Пришедшее к власти в 1973 г. правительство А. Пиночета в основу своей хозяйственной политики положило экономическую реформу, базирующуюся на неолиберальной модели Чикагской школы. Для решения экономических проблем были реализованы следующие мероприятия: сведение к минимуму роли государства в производстве, приватизация, всесторонняя либерализация экономики и всемирное привлечение иностранного капитала.

К 1990 г. из 630 предприятий, подлежавших приватизации, было приватизировано 553.

Приход к власти демократического правительства в марте 1990 г. внес некоторые новые черты в процесс приватизации. Сохраняя частный сектор как основную движущую силу развития Чили, демократы все же считают необходимым полностью ликвидировать госсектор. По мнению демократов, в новых условиях частный сектор должен повысить свою роль в решении социальных проблем, а его развитие должно происходить главным образом за счет расширенного воспроизводства путем реинвестиций прибылей, а не за счет перемещения в него госсобственности.

В начале 90-х гг. чилийская экономика выгодно отличалась от экономик других ЛАС, развиваясь устойчивыми темпами. В 1991 г. Чили занимала второе место после Венесуэлы место по темпам роста ВВП и первое в душевом его исчислении (3,5%), превосходя по этим показателям среднерегиональный уровень (соответственно 3,0 и 0,9%). Чили - единственная из ЛАС, имеющая с начала 80-х гг. непрерывный рост ВВП, что позволило ей в 1991 г. иметь валовой продукт на душу населения на 16% выше, чем в 1980 г.

Таблица 2. Темпы прироста ВВП в отдельных странах Латинской Америки в 1991-98 гг. (в процентах к предыдущему году )

Страна 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Бразилия 0,3 -0,9 4,6 6,1 4,1 2,9 3,1 0,5
Мексика 4,2 3,6 2,0 4,5 -6,2 5,1 7,1 4,8
Чили 7,3 10,7 6,6 4,2 8,5 7,2 7,6 3,4

Источники: Красильщиков В.А. Там же. С.31., Statistical Yearbook for Latin America and the Caribbean. ECLAC, Feb. 1996. P.70.

Существенные изменения имели место и в сфере внешней торговли. Не отказываясь от политики наращивания экспорта фруктов, овощей, лесной продукции, правительство взяло курс на защиту внутреннего рынка продовольствия, приняв в 1991 г. закон об "антидемпинговой политике" и разработало меры по стимулированию национального производства продуктов питания.

В целом, пример Чили является эталоном последовательной реализации неолиберальных преобразований.

Результаты экономических преобразований в Мексике, Бразилии и Чили весьма противоречивы. В к. 1980 - сер. 90-х гг. этим странам удалось стабилизировать основные макроэкономические показатели и перейти к структурному реформированию. Обстоятельствам, доказывающим относительную устойчивость сложившейся системы, может служить успешное преодоление этими странами последствий сначала мексиканского кризиса 1994-95 гг., а затем азиатского в 1997-98 гг.

В рассматриваемых странах произошли серьезные изменения в соотношении государственного и частного секторов экономики в сторону усиления последнего.

Был создан благоприятный инвестиционный климат, что помогло преодолеть негативное влияние низкой нормы внутреннего накопления на ход реформ. При этом Чили продемонстрировала особый метод стимулирования роста внутренних сбережений и накоплений. Приватизация пенсионной системы, начавшаяся в 1980 г., сыграла главную роль в этом процессе. Пенсионные фонды, а также страховые компании стали основными инвесторами в реальный сектор экономики.

С другой стороны, имеет место рост внешнеторгового дефицита. Так, в 1996 г. в Мексике он составлял 2,1, а в 1997 - 11,1 млрд. долл.; в Бразилии, соответственно - 9,1 и 12,0 млрд. долл. Дело в том, что ЛАС усовершенствовали старые технологические уклады и традиционные для своей экономки отрасли, в то время как адекватной замены

Результаты экономических преобразований в Мексике, Бразилии и Чили весьма противоречивы. В к. 1980 - сер. 90-х гг. этим странам удалось стабилизировать основные макроэкономические показатели и перейти к структурному реформированию. Обстоятельствам, доказывающим относительную устойчивость сложившейся системы, может служить успешное преодоление этими странами последствий сначала мексиканского кризиса 1994-95 гг., а затем азиатского в 1997-98 гг.

В рассматриваемых странах произошли серьезные изменения в соотношении государственного и частного секторов экономики в сторону усиления последнего.

Был создан благоприятный инвестиционный климат, что помогло преодолеть негативное влияние низкой нормы внутреннего накопления на ход реформ.

С другой стороны, имеет место рост внешнеторгового дефицита. Так, в 1996 г. в Мексике он составлял 2,1, а в 1997 - 11,1 млрд. долл.; в Бразилии, соответственно - 9,1 и 12,0 млрд. долл. Дело в том, что ЛАС усовершенствовали старые технологические уклады и традиционные для своей экономки отрасли, в то время как адекватной замены высокотехнологическому импорту, необходимому для дальнейшей модернизации, создано не было. Более того, в Бразилии, например, национальный капитал уступил свои позиции в отраслях средних и высоких технологий иностранным компаниям, а в экспорте, несмотря на усилия правительства, постоянно снижается доля промышленных товаров глубокой степени переработки.

В большинстве ЛАС реформы проводились без учета социальной составляющей. Рецепты МВФ вызвали народные волнения в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике. Усилилась имущественная дифференциация населения. Так, в Мексике соотношение между доходами самых богатых и самых бедных составляет 40:1. Половина населения страны тратит в день сумму, равную одному доллару США. В 1996 г. 35% бразильцев жили в нищете.

Что касается использования опыта латиноамериканских стран Россией, то представляется возможным сделать два вывода:

1. стратегию реформ и способы их реализации нужно выбирать творчески, исходя из всей совокупности экономических, социально-политических и культурных особенностей национального развития. Некритическое использование чужой модели может принести только вред;

2. если Россия не желает окончательно превратиться в страну, находящуюся на периферии мирового хозяйства, ее главной стратегической целью должно стать внедрение методов стимулирования развития национальной экономики, характерных для стран Запада: защита отдельных отраслей, мощная социальная политика, продвижение высокотехнологичной продукции на внешние рынки, поддержка сельского хозяйства, что, вообще говоря, далеко не совпадает с рецептами, предлагаемыми международными экономическими организациями как России, так и странам Латинской Америки.


Список литературы:
1. Ectudio Economico de America Latina y El Caribe: 1998-99. - Santiago de Chile: Naciones Unidas, CEPAL,1999. 364 p.
2. Financing and External Debt of Developing Countries. 1985 Survey. Paris: OECD, 1986. 240 p.
3. Statistical Yearbook for Latin America and the Caribbean. 1995 ed. New York a.o.: UNO, ECLAC, February 1996. 786 p.
4. Опыт экономических реформ в развивающихся странах. М.: Наука. Изд. фирма Восточная литература , 1992. 286 с.
5. Cоrbo V. Development strategies and policies in Latin America: A historic perspective. - San Fransisco, 1992. - 48 p.
6. Лопес Гарсиа Делия Луиса. Истоки индустриализации в Латинской Америке (на примере Аргентины и Бразилии): Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1984. 19 с.
7. Неолиберализм в Латинской Америке: Реф. сб. Сер. Латинская Америка сегодня . Вып. 11./Отв. ред. А.А. Сосновский. М.: ИНИОН РАН, 1995. 148 с.
8. Современный финансово-экономический кризис. Реакция нарождающихся рынков и центров мировой экономики: Материалы научной конференции, проведенной ИЛА РАН 30 марта 1999 г./Отв. ред. В.М. Давыдов. М.: ИЛА РАН, 1999. 219 с.
9. Красильщиков В.А. Латинская Америка в постиндустриальном мире//Мировая экономика и международные отношения. 1999. - 9. с.26-35.


1 - 2

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
АРГЕНТИНА
БОЛИВИЯ
БРАЗИЛИЯ
ВЕНЕСУЭЛА Н!
ГВАТЕМАЛА
ГОНДУРАС
ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
КОЛУМБИЯ
КОСТА-РИКА
КУБА
МЕКСИКА
НИКАРАГУА
ПАНАМА
ПАРАГВАЙ
ПЕРУ
ПУЭРТО-РИКО
УРУГВАЙ
ЧИЛИ
ЭКВАДОР

Виртуальные открытки

Латиноамериканская кухня

  | Открытки | Форум | Чат | Гостевая книга | Пишите нам | Главная |   Вверх  

 


Copyright©Nov.1999-2002
webmaster

TopList Rambler's Top100